В современном мире уже достаточно сложно представить себе отсутствие отопления в жилых домах и производственных помещениях и сердцем этой системы конечно же является котел. В тоже время работа котла всегда связана с высокой температурой и избыточным давлением, а это несет определенные риски. К примеру, сбой в автоматике или неправильная работа отдельных узлов системы может привести к росту давления выше допустимой нормы и даже взрыву котла. Думаю, не нужно объяснять к каким последствиям это может привести. Итак, какова же роль во всей этой истории у предохранительного клапана? Будем разбираться. Существует несколько видов предохранительных клапанов, но хотелось бы остановиться на регулируемом латунном резьбовом предохранительном клапане.
![]() |
Тип присоединения: резьба Давление: 16 бар Материал корпуса: латунь Уплотнение седловое: EPDM Perox Max температура рабочей среды: 150o С Диаметр: ½- 32 Давление настройки Р ср: 0,5-16 бар |
Клапан такого типа имеет достаточно простую, и в то же время надежную конструкцию.
Состоит из корпуса с входным и выходным патрубками, золотника (затвора), седла уплотнения, пружины, регулировочного винта. При установившемся давлении в системе отрегулированный клапан закрыт, то есть затвор прижат к седлу пружиной, поэтому среда не имеет выхода.
При повышении давления в системе выше установленного при настройке, т.е. давление выше чем противодавление пружины, открывается затвор и среда сбрасывается в выходящий патрубок, тем самым понижая давление в системе. Избыточное давление начала открытия затвора +10% к Рср, давление закрытия -20% к Рср. Так, к примеру, если Рср установлено на отметке в 8 бар, то откроется клапан при давлении 8,8 бар, а его закрытие произойдет при снижении давления до отметки 6,4 бар.
Настраивается клапан при помощи регулировочного винта: два оборота по часовой стрелке увеличивают значение настройки на 1 бар, два оборота против часовой стрелки- уменьшают на 1 бар. Рекомендуется устанавливать клапан как можно ближе к котлу.
Существуют модели клапанов с возможностью ручного подрыва. Что это значит?
В процессе эксплуатации системы из-за постоянного контакта с перегретой средой, в которой содержатся примеси солей, может произойти так называемое «прикипание» затвора, а это означает, что при повышении давления он не откроется.
Чтобы этого избежать, рекомендуется раз в полгода производить ручной «подрыв» клапана в процессе эксплуатации. Предохранительный клапан довольно дорогостоящий узел, но кто же захочет экономить на своей безопасности?
Сейчас на рынке представлено довольно много производителей латунных предохранительных клапанов, однако, тон по-прежнему задают итальянские марки. Не ошибусь, если скажу, что максимальную популярность и доверие потребителей заслужили клапаны торговых марок Officine Rigamonti (OR1831, OR1832) и Valtec (Vt.1831) При сравнении можно выделить несколько отличительных особенностей:
характеристика | OR | Vt |
---|---|---|
диапазон настройки | 0.5-16 бар | 1-16 бар |
уплотнение | EPDM Perox | PTFE |
корпус | латунный сплав | латунь, свыше Ду25 корпус бронза |
И все же при ближайшем рассмотрении обе модели прекрасно себя зарекомендовали, имеют надежную конструкцию и гарантию производителя, а предохранительный клапан OR при всех достоинствах имеет еще и очень привлекательную стоимость.
Конечно же при выборе клапана каждый ориентируется на свой личный опыт, рекомендации профессионалов, проект и другие факторы. А есть ли смысл переплачивать? Решать только вам.